суббота, 25 июня 2011 г.

Начертательная геометрия в Компас-3D.часть 2

Решим вторую типовую задачу по начертательной геометрии. Отличие от первой состоит в том, что основание призмы лежит в плоскости общего положения, определяемой по трем точкам, заданным тремя координатами XYZ. Необходимо определить координату Z четвертой точки основания призмы, которая лежит в плоскости общего положения, ранее определенной точками основания. Далее также необходимо построить направляющую, плоскость сечения по трем точкам и получить 3 стандартные проекции с местным разрезом определенной глубины.
Итак, даны точки основания призмы (XYZ соответственно)
A 120 40 30
B 130 80 20
C 150 90 -
D 200 30 16

Направляющая (ребро призмы) AA'
A' 120 50 80

Точки плоскости сечения (XYZ соответственно)
M 250 40 10
N 30 40 70
L 10 10 10

Решение задачи осуществлялось в программе КОМПАС-3D V13, запущенной в демонстрационном доступе на облачных технологиях.
Построение начинается с уже известных действий Файл-Создать-Деталь.
Далее активируем инструментальную панель "Пространственные кривые", выбираем инструмент "Ломаная" и строим пространственную кривую по трем точкам, у которых известны все три координаты.
Чтобы замкнуть ломаную, добавляем четвертую точку, по значениям координат, повторяющую первую точку (данное действие необязательно, контур можно оставить открытым).
Далее активируем панель "Вспомогательная геометрия", выбираем инструмент "плоскость через три вершины"
Указываем вершины нашей пространственной ломаной.
У нас определилась плоскость общего положение, в которой расположено основание нашей призмы.
Следующим шагом строим точку A', определяющую ребро призмы.
При построении точки, необходимо вернуться в инструментальную панель "пространственные кривые", выбрать инструмент "точка", тип построения "по координатам XYZ".

Теперь необходимо построить само ребро. Берем инструмент "сплайн"

указываем точку A и A'
создаем ребро AA'

Теперь, для определения геометрии призмы, необходимо найти четвертую вершину C. Точка C лежит на созданной нами плоскости по точкам ABD. Поэтому, необходимо создать точку, принадлежащую этой плоскости.
Для этого активируем инструментальную панель "пространственные кривые", выбираем инструмент  "точка", тип построения выбираем "на поверхности"

Тип смещения выбираем "по расстоянию от плоских объектов"
Поверхность, на которой лежит наша точка указываем плоскость ABD, или "плоскость через три вершины" в дереве построения.
Плоский объект 1 указываем плоскость ZY, плоский объект 2 - плоскость ZX. Это будут наши координаты X и Y соответственно.
В окне расстояние относительно первого объекта вводим 150, расстояние относительно второго объекта -90. Для проверки положительности направления относительно начала координат, ориентируем построение "спереди".
В нашем случае точка находится по положительным направлениям осей Y и X, как и задано в начальных условиях. Нажимаем кнопку "создать объект" и переходим к построению призмы.
Выбираем "плоскость через три вершины" и создаем на ней эскиз
Далее также, как и в первом примере, Операции-спроецировать объект. Проецируем кривые AB, AD  и точку C, после чего, соединяем точки B и D с точкой C.
Создаем объект и выходим из эскиза. Чтобы убедиться, что точка С располагается по требуем координатам, заходим в инструмент измерений и проверяем информацию об объекте.
Как видим, точка C имеет заданные координаты X, Y, а также автоматически определена координата Z, равна 14.
Самое сложное позади, остается построить "кинематический элемент", для чего активируем инструментальную панель "редактирование детали".
В качестве основания указываем созданный нами эскиз, в качестве направления выдавливания - прямую AA'

Для построения секущей плоскости на панели " пространственные кривые" выбираем инструмент "точка", тип построения "по координатам XYZ", и вводим значения точек M,N,L
Получаем три точки, которые далее указываем при выборе инструмента "плоскость через три вершины" на панели "вспомогательная геометрия"
Переходим на панель "редактирование детали" и выбираем инструмент "сечение поверхностью"
Проверяем направление
Нажимаем "создать объект" и получаем усеченную призму с заданными параметрами, с которой можем снять 3 стандартные проекции с местным разрезом определенной глубины.
Задача решена за 15 минут. Путь решения определялся несколько раз, выбран наиболее рациональный и правильный вид построения.
Удачи в изучении начертательной геометрии!