понедельник, 27 июня 2011 г.

Начертательная геометрия в Компас-3D.часть 3

Не пугайтесь большому количеству начертательной геометрии в Компасе, как куплю докстанцию и извратно установлю виндовс -попробую порешать те же самые задачи в Инвенторе...и если совсем скомпрометировать MCAD -в солиде.
Итак, задача номер 3. Необходимо определить видимость объектов за фантомом плоскости, образованным тремя точками. Читайте решение, будет более понятно о чем речь.

Итак, возьмем задачу номер 2 и определим в ней видимость объектов. Для этого нам необходимо создать фантом плоскости, а именно максимально тонкую пластину треугольного сечения, образованную проекциями точек плоскости сечения.
Открываем нашу файл с призмой и плоскостью сечения.
Далее необходимо удалить или подавить элемент "сечение поверхностью". 
Далее выбираем плоскость сечение и строим на ней эскиз.
Плоскость ориентируется по нормали к линии взгляда. И мы видим 3 точки, которые образовали эту плоскость по координатам в задаче 2. Нам необходимо построить треугольник, вершинами которого являются эти точки.
Выходим из эскиза и выбираем "операцию выдавливания"
Для того, чтобы на видах наш объект не дублировать линии видимости, необходимо фантом плоскости сделать максимально тонким. Выдавим на расстояние 0,001мм
Теперь у нас 2 тела -призма и фантом плоскости в виде треугольной пластины, которая врезается в призму. Сохраняем файл.
Далее создаем чертеж и строим на ней три стандартных вида. Стоит отметить, что по умолчанию главным видом в Компасе является вид "спереди" плоскости XY, тогда как в начертательной геометрии видом спереди является плоскость ZX. Данный момент доставляет некоторые неудобства в построении и вызывает необходимость подменять координаты в задании. В нашем случае, мы идеализируем все указанные недостатки и принимаем реальность такой, какова она есть в Компас-3D, так как системы автоматизированного проектирования не предназначены только для решения задач начертательной геометрии.
Итак, создаем чертеж. Для удобства я беру формат чертежа A0 с горизонтальной рамкой, дабы можно было увеличить объект и рамка при этом не мешала. Создавать фрагмент не рекомендуется, так как на фрагмент нельзя поместить стандартные виды с модели.
В меню выбираем Вставка-вид с модели-стандартные
Появится окно выбора модели, указываем файл с нашей призмой.
После выбора детали за мышкой начнут бегать 3 квадратика -это наши стандартные виды. Вид спереди, сверху и слева. НЕ НАЖИМАЯ левой кнопки мыши переходим на вкладку линии.
Убеждаемся, что установлена галочка "Невидимые линии" и выбираем инструмент "показывать"
После чего, щелкаем левой кнопкой мыши в пространстве чертежа и получаем 3 стандартных вида модели с видимыми и невидимыми линиями.
Так как наш фантом плоскости очень тонкий, он не оставляет лишних следов, которые могут ввести в заблуждение.
С точки зрения проектирования машиностроительных объектов, данная задача, конечно, выглядит странной, но все мы когда-то начинаем с типовых заданий начертательной геометрии, чтобы понять что такое пространство, но и тут САПР готов нам помочь. Жалею, что на первом курсе всего этого не знала.

Задача взята из методических указаний по начертательной геометрии Уфимского государственного нефтяного технического университета, составленных профессором Королевым Юрием Ивановичем. Юрий Иванович -очень интересный человек, который после курса обещал выпустить книгу по компьютерной графике
А пока подарил мне экземпляр методички с маленькой приятной надписью на память.
Получайте высшее образование в Уфе вместе с "САПР в Уфе"