среда, 28 октября 2015 г.

Мотивация женщин в САПР

САПР, также как и IT, долгое время считалось чисто мужским клубом. 

Моя одноклассница как-то с завистью заявила: "Лена, а что это за учеба такая, где одни мальчики вокруг тебя?". Она закончила филологический, у меня - инженерное машиностроительное образование. Я никогда не думала о том, что меня окружают только мужчины.
Вчера я задумалась. И правда, в большинстве своем руководители в автоматизации - мужчины. И если вчерашние студенты не лезут в доказательство своей значимости в обществе, то мужчина около 30 в руководящей должности начинает проявлять все скверности своего характера.

Я никого не хочу обидеть, я тоже тот еще фрукт, но все чаще замечаю, что руководители теряются - что этим женщинам надо?!
В IT ситуация сильно изменилась, среди программистов все больше женщин. Увидеть девушку с обжимкой в руках - нормальное явление. Но не для кого не секрет, что женщины ведут себя иначе, у нас иные ценности и другие изменения гормонального фона. Об этом написано тысячи книг по психологии, блокбастеры по типу "женщины с Венеры"...Это не мое проявление сексизма и феминизма, это попытка объяснить, что к женщинам нужен подход.

Если грубо классифицировать, то женскую половину специалистов можно поделить на 2 группы:

  1. Жизненные ценности в работе
  2. Жизненные ценности вне работы


Я отношу себя к первой группе. По той простой причине, что я незамужем, у меня нет детей и дисбаланс в свое время склонился к работе. Но чем я старше, тем сложнее...достигнув определенной карьерной точки, даже представительницы первой группы начинают выравнивать ценности и выносить их из работы в дом. В своей практике я столкнулась с чисто мужским мнением, когда я, "болея за родину" слышала: "Делаем как я говорю! Ты же женщина, ты должна быть покорнее." Попытка подчинить вызывает обратную реакцию не только обладателей XX-хромосомы, однако в такой формулировке звучит и пресловутое "место женщины на кухне". Кем бы вы ни были - это психологическая манипуляция, говоря простым языком, профессиональное хамство. Если вы проявите свое недовольство, на вас навешают ярлыки, от которых очень сложно избавиться.
Что делать? Во-первых, начать нужно с себя. Не пренебрегайте самокритикой, но не позволяйте унижать себя. Если вы не уверены в своих силах - займитесь самообразованием, докажите в первую очередь себе, что вы правы. И в конце концов признайтесь себе, почему вы так погрязли в работе?! Зачем вам это надо?
Что делать мужчине-руководителю? Женщины попадают в первую группу по очень психологическим причинам, это обязательно надо учитывать. Ее агрессивность может измениться с изменением жизненных условий. Первая группа более материально мотивирована, потому что где-то в глубине засело "все сама". Красную машинку...вот Катьке подарили,а я сама. Квартиру...вот Таньке папа купил, а я сама. 
Поэтому, когда вы видете, что конфликт с сотрудницей набирает обороты - заведите разговор о повышении заработной платы или внесении изменений в социальные программы. Мы тратим огромное количество денег на косметологов, платья и новые туфли. Если за это будет платить, допустим, ДМС - вы выиграли для себя одну ступень.
Бывает так, что материально мотивировать нет возможности (а кому сейчас легко?). Тут может сработать "мотивация макдональдса" - повысьте должность без изменения зарплаты. Повышение должности по всем правилам мотивирует на будущее. То есть через некоторое время ожидается повышение заработной платы.
Другой аспект мотивации - самореализация. Я сужу по себе, я человек неуверенный в себе (смейтесь-смейтесь, кто видел меня на заре моей карьеры, знает, как тяжело мне давались промахи). Такая особенность вызывает необходимость ощущения победы. Поэтому нужно минимизировать возможности провала проекта, выдавая задачи. Задачи должны быть понятны. Более того, должно быть понятно зачем это делается (80% усилий дает 5% результата - да, но 5% результата на 300 пользователей - как долго можно пить чай!). Руководители должны поддерживать, а не унижать своего сотрудника, ни в коем случае нельзя умалять способности подчиненного. Женщины сплетничают. Даже если они адекватны, скрытны или очень замкнуты, они рассказывают все своим лучшим друзьям. Кто является другом такой строптивой особы вы не угадаете никогда, но нож в спину очень вероятен. Поэтому не хотите проблем на свою голову - учитесь находить подход.

Подведем итоги: первой группе необходимы в порядке приоритета деньги, должность, самореализация.

Вторая группа: жизненные ценности вне работы. У меня перед глазами потрясающий пример. Моя коллега самодостаточна, успешна и очень счастлива в семейной жизни. Не поймите меня неправильно, я не делю женщин на замужних и незамужних. Мои подруги почти все замужем, но есть среди них те, для которых работа - это все. Я знаю примеры, когда девушка незамужем, но ее ценности в доме - домашняя девушка. На мой взгляд, конечно, должен быть некий симбиоз этих групп - и достаточно амбициозна в работе, и печь вкусняшки каждый вечер. Но мы не об этом...
Зачастую такие люди выходят на работу ради денег. "И сидела бы дома, носочки вязала, но денег на пряжу не хватает" - примерно так мыслит эта группа. Со временем у них могут появиться амбиции, но изначально им важно: уровень дохода и режим работы. Эти девушки очень старательны, им под силу справиться с огромным количеством цифр в таблице (как думаете, почему сметчики в основном девушки?!). Если данной группе хватает денег, устраивает режим работы (она успевает забрать детей из детского сада, приготовить ужин или затусить с друзьями вечером) - ее можно долго не мотивировать материально, но тогда обязательна самореализация, иначе она потеряет интерес к работе, будет сидеть от звонка до звонка, не проявляя инициативы, что в автоматизации не приветствуется негласным правилом.
Рано или поздно такой человек может решить, что денег ему хватает, а в Бобруйске умер богатый дедушка, и уйти в никуда. Поэтому нужно быть осторожными в передаче ответственных долгосрочных задач, но явное упоминание "ты скоро в декрет уйдешь" допускать нельзя. Во-первых, это оскорбление, во-вторых, вы можете надавить на любимую мозоль, а в-третьих, и во втором типе девушек находятся чайлдфри - получите кулаком в челюсть (вы же знаете, что наиболее изощренные маньяки и убийцы - женщины?!).

Подведем итоги: второй группе необходимы в порядке приоритета режим работы, стабильный уровень дохода, самореализация.

И там, и там я ставлю самореализацию в последнюю очередь. Но присмотритесь внимательнее, для второй группы самореализация более важный параметр. Я все чаще сталкиваюсь, когда топ-менеджмент пытается удержать хорошего специалиста, мотивировав его лишь материально. Как вы, наверное, догадались, это редко срабатывает.

Вцелом же, женщины в САПРе - это по большей части сотрудники офиса, они хотят выглядеть привлекательно и не терять своей женской сути. Если есть возможность, руководителям стоит учитывать необходимость переодеваний в зимнее время года, высокие каблуки (плитка на полу очень скользкая), иное отношение к имуществу (мы, например, в кабинете стали выращивать цветы в большом количестве).
Не делайте замечание сотруднице, если она, отойдя от компьютера, начала светские беседы с коллегами. Женское создание таким образом берет передышку. Это не имеет никакого отношения к отлыниваю от работы.
Не забывайте, что женщины зачастую более творческие натуры, а значит иногда у них бывает невероятный пик работоспособности, сменяемый полной апатией. Зато взамен, мы можем проецировать наш "домашний" опыт на работу и выдавать нестандартные эффективные решения.

А чтобы окончательно вас запутать скажу следующее: каждое утро мы просыпаемся с новым настроением. И если вчера вы приблизились к разгадке, то сегодня вы передумаете...